ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

***

Павел Дартс

 

Павел Дартс. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. Как стать писателем. Ошибки начинающих писателей. Как начать писать книги. План произведения. Герои книги. Крысиная башня. Крысиные гонки. Ошибки выживальщиков

 

Рейтинг@Mail.ru

Литература - аналитическо-публицистический портал о литературе в электронных форматах

 


 

 

   

Павел Дартс. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. Как стать писателем. Ошибки начинающих писателей. Как начать писать книги. План произведения. Герои книги. Крысиная башня. Крысиные гонки. Ошибки выживальщиков в КБ      
 

  

      Павел Дартс.   pavel.darts@mail.ru

 

 Приветствую, камараден!

 

Сразу хочу сказать, что писателем себя не считаю – писатель, на мой взгляд, это тот, кого издают, печатают, кто получает гонорары и тд. Кто варится в литературной тусовке. Я же на отшибе: издаю (издавал) сам себя, «печатаюсь» только в интернете, хотя, надо сказать, своя аудитория у меня есть.

Скажем так: я занимаюсь литературным творчеством, стало быть Литератор.

Всё, с определением своего места в лит.мире закончил J, перехожу к ответу на вопросы.

 

 

Пользуясь случаем хочу спросить: какой наиболее вероятный сценарий БП грозит России и странам СНГ в текущие момент по мнению Павла Дартса? Да и грозит ли вообще)!!?

 

Конечно грозит.

И Россию и страны СНГ ((бывший Советский Союз) нельзя рассматривать в отрыве от происходящего вообще в мире.

На мой взгляд, цивилизация достигла весьма опасного пика, когда любое более-менее сильное воздействие может обрушить всю эту хрупкую пирамиду с интернетом, светом-газом, сложнейшими логистическими цепочками; всё то, что Цивилизацию в нашем понимании и определяет.

Таких вариантов воздействий «на горизонте» видится несколько; что же касается на мой взгляд самого вероятного – то это, без сомнения, мощнейшие противоречия, связанные с происходящим на наших глазах изменением векторов сил в мире.

Если просто и коротко: США утрачивает прежний вес, прежнее значение в мире, и, выражаясь литературным языком, «цепляется за борт лодки, стремясь любой ценой опять на неё забраться и продолжать «капитанствовать», в то время как остальные пассажиры плотно набитого судёнышка одновременно стремятся и вытолкнуть «прежнего капитана», и одновременно не особо с ним ПОКА что ссориться, и занять наиболее выгодные, удобные освобождающиеся места; и под шумок столкнуть соседа, толкаются – и всё это одновременно. Лодка раскачивается, грозясь опрокинуться; а тот, кого выталкивают, как водится, готов пусть лодку перевернуть, чтобы все искупались в ледяной воде – но ни в коем случае не уступать самое удобное место по своей воле.»

В такой ситуации только чудо может спасти от опрокидывания, когда «все в воде и каждый сам за себя».

Причём, заметьте, не потому, что «места на всех не хватает», а потому что каждый дерётся за максимально удобное лично ему место!

Если без иносказаний, то самый, на мой взгляд, вероятный вариант БП – это «война всех против всех», случившаяся из-за постепенного, шаг за шагом, ухудшения отношений; постепенного нагнетания истерии и взятие на вооружение правила проводить всякие там «красные линии», через которые противная сторона, просто из-за амбиций хотя бы, не может не переступить. Как сказал Лавров: «Правил больше нет». А когда правил нет, всё решает сила.

«Никто не хотел уступать» - так сказать, табличка над столкнувшимися лоб в лоб автомобилями…

Как мягкий вариант БП: это «ограниченная ядерная война», когда не «выпустили сразу весь арсенал», а «обменялись ядерными приветами на чужой территории» - переговоры… Не договорились – врезали опять, уже друг по другу, - переговоры… Недоговорились, - …

Такой, «вялотекущий ядерный конфликт» на мой взгляд также возможен; и тянуться он может достаточно долго.

Вот ситуация:

- расклад сил в мире изменился = надо менять расстановку. Но все несогласны со своим новым местом в раскладе = война.

- «ударить всем-всем» = получить в ответ «всё-всё» - то есть перестать существовать. А применять «по чуть-чуть», когда само применение ЯО уже перестаёт быть шоком и «ужас-ужас», выторговывая условия, и оставаясь при этом вполне себе вооружённым – вполне разумно. (Что при этом будет с нами, обывателями; какова будет обстановка в стране и в мире – попробую изложить в одном из роликов.)

Эти декларации, типа «мы сразу применим ВСЁ» могут и остаться только декларациями. Войны, в конце концов, ведутся для достижения опред.целей, а не ради взаимного уничтожения; и потому друг друга будут нагибать, но стараться не совсем уж загнать в угол. Но… тут нужны стальные нервы и стальные тестикулы – чего у современных ЗАПАДНЫХ политиков незаметно.

Война нужна.

Не зря же Клинтон пропихивали в президенты.

Трамп – только отсрочка. Да и он тоже УЖЕ ПОНЯЛ, что без Большой Войны Америке не быть. От слова вообще.

 

1.    Вопрос первый, вполне традиционный - расскажите вкратце о себе. Где родились, где учились, кто вы по профессии.

 

Я родился в Сибири (как пела в одноименной песне в своё время Маша Распутина J). В маленьком шахтёрском городке. Детство прошло вполне себе привольно – без стиснений большого города. Никаких, как сейчас принято, клубов, секций, кружков и бассейнов – носились во дворе, лазили по стройкам, по «обвалам» - так называлась зона за городом, где грунт провалился на месте старых шахтных выработок, образовав огромные ямы-овраги. Короче, было здОрово! Телевизор был скучным, оттого очень много читал.

Когда мне было 12 лет переехали в «центральную Россию», в Набережные Челны – КамАЗ тогда только-только начинал строиться. И туда, как в своё время в Америку, со всего Союза потянулись самые мобильные, безбашенные и тд.

По сравнению с патриархальными порядками в Сибири, там  был дурдом, надо признаться; в частности в школах. Вольница! Вплоть до того, что там курили на задних партах во время уроков, что в Сибири было не то что неслыханно, а просто непредставимо! Учителей посылали матом… Группировки… «Сшибания денег» по углам…

            А я был домашним, «книжным» мальчиком; меня обижали (поначалу) – потому я пошёл заниматься на дзю-до.

            По окончании школы год работал на заводе – в армию ещё не брали, я рано в школу пошёл; потом поступил в Политехнический.

            Специальность – «обработка металлов давлением».

В институте начал заниматься каратэ – тогда как раз «разрешили». Всё, естественно, на любительском уровне, но упорно. То, что меня раньше обижали – оно здорово врезалось, так сказать J

Там и «качался». И товарищ у меня был – его потом в 90-е застрелили, - он был КМС по боксу и подрабатывал тренером в городском клубе, - у него стал заниматься боксом, потом у его тренера.

Закончил ВУЗ – как раз началась горбачёвская «перстройка» (плавно перераставшая в перестрелку). Несколько месяцев отработал конструктором на кузнечном заводе – и ушёл в армию.

Байконур. Сержантская учебка, потом часть. «Обслуживали» МЗК – монтажно-заправочный комплекс Бурана. В кавычках «обслуживали», потому что он ещё только доводился до ума, и мы там больше просто присутствовали, чем обслуживали. Но Буран я сам видел, трогал, и даже как-то ночью, подогнав к нему «балкон», походили по крылу, позаглядывали в иллюминаторы. Хотя не буду врать, что именно тот Буран был, что летал в космос – их вообще несколько было.

Так я «прикоснулся к космосу» - в то время как в ста метрах от «космоса» невыносимо пахло фекалиями – туалетов не было, и там испражнялись «мабуты» - военные строители.

Так что для меня космос всегда пахнет теперь фекалиями J J

Видел много раз пуски ракет – зрелище вблизи незабываемое!

Однажды даже неудачный пуск баллистической шахтной ракеты был, когда она, взлетев было, грохнулась обратно, и бурое облако всякой хим-гадости потянуло на нас, и нас на марше, в противогазах, погнали в сторону…

Кстати, старшиной в нашей батарее (арт.аналог роты) был Богдан, здоровенный хохол, с ИнФизКульта ушедший в армию – ох он нас и гонял! И в медсанчасти были украинцы (самое пожалуй тёплое в части место), и в части на средне-командных должностях (в части старшиной – Костя Мунтяну, молдованин)  – потому ещё мне так противны испражненения УИБов о «русские нас всю историю ущемляли и гнобили!»

После армии работал в ГосПриёмке – была такая служба на заводах одно (недолгое) время, по сути дублировали ОТК, но администрации не подчинялись, аналог ВоенПриёмки на военных заводах.

Но надо было семью, жильё.

Уехал на Камчатку, там муж маминой сестры работал на крупном военном судоремонтном заводе, он помог с вызовом (туда так просто приехать было нельзя).

Пять лет там отработал механиком, зам.начальника городской котельной.

Как раз «перестройка» перешла в стадию «перестрелки» J Бандитские группировки, разборки – несмотря на то, что военный городок.

Работал параллельно и ночным сторожем в детском садике, потом швейцаром («вышибалой») в кооперативном кабаке. Получил много жизненного опыта J

Качался, занимался рукопашным боем. Участвовал в соревнованиях по рукопашному бою…

Там же, на Камчатке когда жил, у меня родился сын.

Потом, после армянского землетрясения (Спитак) стало очень напряжно – сейсмическая зона, трясло на 2-3 балла так вообще часто. Все ждали что вот-вот… И – Союз развалился, все стали драпать «на материк». И мы уехали в Белоруссию – отец жены оставил квартиру (он военный).

«Работать на зарплату» в то время было совершенно нереально! Ельцинские времена. Ездил «мешочником». Таскал на себе всякую всячину в Россию. Опять же получил массу опыта…

Раскрутился – потом всё потерял. Потом снова «поднялся». В общем всякое было.

Купил квартиру в Минске, сейчас в Минске живу. Работаю на зарплате +ИП по мелочи.

 


2. В каком возрасте заинтересовались жанром постапокалипсис?

 

Я, в общем, здесь рассказывал. Не то чтобы именно «жанр апокалипсис», мне всегда, с детства ещё, фантастика нравилась, Беляевым зачитывался; чтобы почитать через весь город в читальный зал городской библиотеки ходил.

А ПостАп – он как бы «сам пришёл».

После Камчатки, когда предметно было – придёт танкер с топливом = будет тепло; не придёт – даже и не знаю… только что с ребёнком в саму котельную драпать, где всё ж тепло; или в самодельный гараж-сарай, где сам сварил печку и держал запас дров и продуктов.

Там в начале 90-х было ощущение конкретной брошенности: «на материке», в Москве решали «куда идти стране», митинговали, стучали касками на Гробатом мосту – а тут непонятно как дальше жить. И вот они, в прямой видимости, в Рыбачем – чёрные туши атомных подлодок.

«Ракетный щит Родины» - а в магазинах взять нечего…

Конечно после этого задумаешься.



3. Когда и при каких обстоятельствах впервые начали писАть самостоятельно? "Крысиная башня" ваше первая самостоятельная работа или и до нее было что-то написано?

 

«Крысиная башня» - да, первая. Вообще раньше не писал, и не пробовал. И сочинения в школе тоже не любил. Только читал много.

Вообще, говорят, надо начинать с «малых форм», - рассказ там, повесть. Но тут как-то повело, зацепила тема, - и пошло, и пошло…

 

 


4. Как родилась идея написать "Крысиную башню", что подтолкнуло на такой шаг?

 

Тусовка несколько лет на «старухе» в «151-й палате». Там хлама много, конечно (сейчас ещё больше), но, когда несколько лет тусуешься, то, конечно, многое отфильтровывается и остаётся «в сухом остатке». Накапливается информация.

Потом, опять-таки, «Мародёр» прочитал. Он произвёл, конечно, впечатление. Нет, в «захват хозяйками» я никогда не верил, но вот насчёт поведения людей в экстриме никогда не заблуждался – насмотрелся.

Потом произошли некоторые изменения в личной жизни; и в мире пошёл такой вот явный расколбас – захотелось высказаться. Ну и – стал писать.

Сначала сюжет представлялся другим – думал сделать эдакого «героя-одиночку», выживающего в эпидемию; потом ещё мысли были… В общем, КБ писал совершенно без плана, как бог на душу положит, причём кусками (оттого там  было что Графа то съели, то живой).




5. Перечислите ТОП-10 своих любимых постапокалиптических книг.

 

Затрудняюсь, честное слово. Это я в детстве и юности был запойным читателем, а сейчас, сказать по правде, читаю мало, в смысле худ.литературы читаю мало. Много периодики и по истории, - и это, на мой взгляд, интереснее чем пост-ап литература.

Как ни старайся, никакие выдумки пост-апа не сравнятся с тем, что реально БЫЛО.

В частности, иногда перечитываю «Бабий Яр» - но это не постАп, это документальная история.

Вообще, если бы БП не стоял на пороге – я б такую литературу не читал, фантастику я тоже отлюбил; четал бы историю, причём не художественные произведения; но… постАп сейчас актальный как никогда. Хочется заглянуть в завтра.

 

Если бы из списка выбирать, тогда проще; а так вот… Ну, наверное

- Война миров

- День триффидов

- Круз – Я еду домой

- Обитаемый остров (ну как бы тоже постАп)

 В основном-то любимые не пост-ап, а фантастика. Но и то - в прошлом. Полвторюсь - сейчас публицистика интереснее.

 



6. Перечислите ТОП-10 своих любимых постапокалиптических фильмов

 

Тут проще.

- Безумный Макс

- Послезавтра

- Я – легенда

- Дорога

- Смерть травы

- Дитя человеческое (чисто за картинку)

 

 

7. Увлекаетесь ли видеоиграми, если да, перечислите любимые.

 

Одно время конкретно подсел на игры.

- КонтрСтрайк

- Варкрафт

- Старкрафт весь прошёл

В квесты играл, вернее проходил. Стратегии всегда нравились. В Варкрафт рубился очень много, неплохой какой-то уровень имел, но не самый высокий – не хватает реакции и быстроты оценки ситуации; выигрывал за счёт отточенности 1-2-х стратегий. Вообще считаю, что классно – это выигрывать за счёт стратегии и тактики, а не за счёт быстроты двигания мышкой.

Кстати, тоже и о выживании в БП скажу – считаю, что больше шансов у того выжить, кто выберет лучшую стратегию, не будет делать грубых тактических ошибок (от мелких никто не застрахован), чем у того, кто рассчитывает выживать чисто за счёт ловкого обращения со стрелялками – таким прямая дорога «в пехоту» у «баронов».)

Сейчавс давно уже ни во что не играю – нет времени.



8. Ну, и в конце тоже традиционный вопрос: расскажите о творческих планах.

 

Сейчас допишу КБ-2; потом (параллельно продолжая делать ролики) сосредоточусь на написании «Занимательная политика» - материал уже есть, нужно только систематизировать и внятно изложить. Ну и добавить исторические примеры, без которых в этом деле никуда…

Потом хочу написать повесть или роман, как пойдёт под работчим названием «Доктор Молодость» - если коротко про нахождении обычным средним гражданином «эликсира молодости, здоровья и прекрасного самочувствия» - и что из этого в наших реалиях вышло.

Рассказы – это между делом. Иногда приходит в голову какая-нибудь тема, и хочется отвлечься от постоянного занятия, - так делается в несколько дней рассказ.

 

Надеюсь завершить начатую анонсированную серию роликов «про выживание».

Ролики, в которых я разбираю выживальщицкие моменты в худ.фильмах мне реально доставляют – сам процесс. В другой жизни надо было, наверное, идти на режиссёра учиться.

А потом хочу продолжение Крысиной Башни написать. Типа «Крысиная Башня – два года спустя» или что-то вроде этого.

Мне же тоже интересно, чем там всё кончится J

 

 

9. Расскажите, какие из героев "Крысиной башни" имеют реальных прототипов

 

Так, чтобы один-в-один – никто. Что-то взято от одного, что-то от другого. В одних реальных черт больше,в других меньше. Да и нельзя так писать – «вот этот вот с натуры» - «натура» может прочитать и обидиться. J

Ну, если брать тех, у кого всё же в чём-то прототипы есть, то это:

- Олег

- Толик

- Лена

- её сестра Ирина

- Устос

- Владик

- Васильченки

- спецназовец Николай – он только упоминается в книге

- Макаровичи (все)

- крыса Дося (упоминается)

- чи-хуа-хуа Граф – поныне здравствует J

В общем много получается. Почти все.

 

 

 

11. Назовите главные ошибки, которые допускают авторы работающие в жанре постаполкалипсис.

 

Ну, это всё субъективно, конечно.

На мой взгляд:

- Сосредоточение на чём-то одном, типа на экшене как у Круза, или на «переживаниях» как в «Вонгозеро». Должен быть баланс

- То, что герои не меняются. Вот как он вошёл в первую страницу, - таким и вышел на последней, только что поубивав кучу народу. В этом плане – сравните, каким в КБ Сергей был в начале (в ресторане), и каким стал потом (рубилово при попытке захвата Башни).

- Несоразмерение трудозатрат реалиям, неучитывание психологии. Отсутствие простых житейских недостатков, конфликтов интересов. Это, пожалуй, самое важное. Читаешь иной раз как герой ничего не переживает, везде успевает, всё у него ладится, все ему подчиняются, красота! – и нефига ему не сопереживаешь.

А так не бывает.

У меня: Сергей потихоньку звереет и становится убийцей. Олег бухает. Братья между собой постоянно ссорятся и «меряются …» Лена от лояльного поведения перешла к предательству. И тд. Это нормально, это так в жизни и бывает.

Когда в самом начале КГ, помните, сцена когда Владимир вырубил за углом ресторана чурку.

Мне писали: - А почему он его тут же не обшмонал??

Блин, вот как это себе представляют?? – неожиданное столкновение нос к носу, скоротечное рубилово – при этом за углом куча горланящих вооружённых кунаков – а он его спокойно шмонает!.. Он же не Терминатор; к тому же он из состоятельной семьи, шариться у противника по карманам как бы ещё не вошло в привычку – неужели такие вещи не очевидны?..

Или пишут: чего они в Башне не поставят ветряк на крыше для электричества? – сразу хочется спросить: вы чего себе ветряк не поставите – удобно же! А у тех, в Башне, пока что своих забот дочерта. Вы представляете объём трудозатрат на установку ветряка? + демоскирующий фактор. Да, хорошая вещь – но поначалу обороноспособность важнее. Опять же нужно быть спецом в электрике – это не взрыватель на мину на коленке слепить.

И тд.

Это напрасно выживание в БП представляют как весёленькое коллекционирование технических новинок и залихватскую мародёрку.

- Когда не обращают внимание на технические детали, на мелочи – вот как в «Живые Люди» герои больше полгода тусуются на острове и всё «пользуются фонариками» - какими, откуда батарейки?? Чем одежду стирают?? И тд и тп.

Тут важно также не перегнуть палку и не утонуть в деталях. Важна золотая середина. Когда вместо сюжета происходит лишь обсасывание ТТХ оружия, как у Круза зачастую, - это утомляет, что многие и отмечают. Везде должна быть мера.

 

 

12. Что посоветуете начинающем авторам ПА-жанра?

 

Я сам начинающий – мне бы кто что посоветовал J

Кстати, и пишут, и советуют – и по стилю, и по сюжету – я всем пишущим очень благодарен.

Так-то, от себя что – посоветовал бы писать если тянет. Не получается – снова писать. Потом, через некоторое время, перечитывать свою писанину очень даже прикольно – хотя бы ради этого стоит писать.

Вообще, как говорят, стоит начинать писать «если ты не можешь не писать».

Это сам должен почувствовать.

Когда пишешь – писать не только «из головы», а вкладывать личное, – личные наблюдения, переживания, мысли – это и интересно, и добавляет достоверности.

Конечно, если личного взгляда на происходящее нет, то и писать ради того только чтобы изобразить «очередной экшн» не стоит.

Ещё стоит – «отрастить толстую шкуру». Начнёшь писать – начнут критиковать. Часто не по делу. Тут важно сортировать что по делу, а что так – со зла. Очень много в жизни гнусных людей. Раньше на коммунальной кухне соседям в суп плевали, теперь пользуясь относительной анонимностью и недосягаемостью интернет-общения серут в комментах. Надо научиться с этим жить, принимать это. Мир несовершенен, говнюков полно – тем мир в том числе и интересен.

           

 

 

13. Приоткройте завесу тайны над творческим процессом - когда и как предпочитаете работать над своими произведениями, составляете ли заранее план и т.д. и т.п.

 

Вообще пишу когда пишется – и понимаю, что это не есть хорошо. Подстёгивает то, что есть обязательства перед читателями. Если люди поддержали меня своими кровными – то я себя чувствую обязанным. Потому пишу, так бы, наверное, бросил. Поскольку далеко не всегда это в кайф, поверьте. Писать – это я не скажу что «тяжёлый труд» - так говорят те, кто тяжёлого труда не нюхал. А я, хоть в шахте уголь не рубал, хотя бы в Госприёмке, например, в три смены поверти чугунные отливки кг по 250-300 на столе всю смену – вот это тяжёлый труд…

Но писательство тоже утомляет. Как правильно Сергей Савельев (Мозговед. Профессор) говорит: мозг – такая ленивая сволочь! Чтобы не напрягаться, он готов на всё… Недаром при работе «на полную» мозг потребляет до 40% энергии организма (если не ошибаюсь, как запомнилось). А любой организм заточен на экономию энергии.

 

Мне трудно начать, «вписаться». Начал, пошло – там дальше уже само идёт, наоборот трудно остановиться, когда тема интересная. Но есть моменты когда писать надо, без этой главы сюжета не будет – а не идёт. Приходится себя вымучивать.

Нужна дисциплина.

С дисциплиной плохо…

Серьёзный момент то, что писательство, увы, не кормит. Поддержка камрадов – здорово, но это только поддержка, работы «за кусок хлеба» это не отменяет. «Пассивный доход» мной ещё не создан, увы.

Чтобы начать – мозг заставить нельзя. Договориться с ним тоже нельзя – он, падла, главный J

Но можно его обмануть.

Есть методы.

Например: сказать себе (ему), что я сегодня писать и не буду – только почитаю уже написаннгое и кое-что поправлю – предлоги там, орфографию… Тут он согласен. Начитаешь читать, править – там слово, тут предложение – смотришь и втянулся J  Ну а раз он не возражает уже – то и пописать можно!

 

Насчёт «процесса»…

Мысли по сюжету приходят в самые неожиданные времена. Чаще всего почему-то когда куда-нибудь иду пешком. Это объяснимо с физиологической точки зрения: движение активизирует обмен, снабжение кислородом; + новые зрительные ощущения = новые нейронные связи образуются, приходят новые идеи.

Чик! – пришла какая-то идея. Тут очень помогает диктофон на телефоне. Тут же достаю и набалтываю; потом, в домашней обстановке, остаётся только расшифровать. Если дома – то часто просто быстро записываю на кусочек картона. Другой вопрос, что иной раз и руки не доходят расшифровывать, таких записей на все случаи куча.

 

Ещё по технологии.

Когда уже написал КБ, попалась книга Никитина «Как стать писателем» - рекомендую, она есть в сети. В ней много воды, и много самолюбования, но есть и трезывые мысли.

Кроме того уже сейчас вот, готовясь к ответам, копнул ю-туб – оказывается есть каналы, где о технологии писательства рассказывают, предостерегают от ошибок и тд. Так что было бы желание – где взять информацию найдётся.

 

Я же излагаю чисто свой опыт:

- Первым делом важен сюжет. О чём писать будете, интересно ли это вам самим.

- Представить, О ЧЁМ будет тема. Это НЕ сюжет, а именно О ЧЁМ. Выживание в городе как в КБ. В деревне как в КГ. Кроме того «о чём главного», должны быть (или могут быть) «о чём» и второстепенные; скажем, «взаимоотношения в семье» (КБ), «взаимоотношения в коллективе» (КГ), «изменение мировоззрения девчонок по мере осознования новых реалий» (КГ – помните, изначально они над Вовчиком глумятся, а потом считают за счастье с ним «подружиться»). «Рулить коллективом в БП можно только через страх-дисциплину (Харон, Артист) или через религию (община); «дружеские связи» имеют свойство кончаться, рулит интерес».  И тд. Это не обязательно так 100%, я про то, что хочется показать, что решено показать.

- Представить себе (лучше, говорят, даже расписать на бумаге) героев – внешность, привычки, характер, характерные словечки и тд. Взаимоотношения. Прикинуть, как взаимоотношения будут меняться «по ходу пьесы». Проще всего, конечно, когда ГГ с очень знакомого персонажа в реале, тогда ГГ получается органичным, а не как в «Живые люди» – настолько крут, что дотащил всю семью и друзей через охваченные беспорядками и эпидемией регионы, но настолько труслив, что откладывает визит «на тот берег», где масса еды – в то время как сам, и, главное, рядом дети, голодают. Это «не органично». В такое не веришь. А герой должен быть достоверным.

- Представить весь сюжет в общих чертах, со всеми поворотами. Это, знаете, как рассказать анекдот: каждый анекдот (история) должна иметь

                     - знакомство с ГГ

- завязку

                     - развитие

                     - кульминацию

- заключение

            Это удобно и нужно ещё тем, что потом будут приходить мысли по «дальнейшему», ещё не написанному, можно будет продумывать заранее будущие эпизоды и тд.

            Но! Надо сказать, что у меня не совсем так, вернее совсем не так – это я просто пишу «как надо», и стараюсь следовать – но получается не всегда.

            Дело в том, что герои (гады такие! J) сплошь и рядом начинают жить своей жизнью и выдвигать свои условия. Поступать как им вздумается. (Такое многие пишущие отмечают, я читал). Остаётся за героями просто следовать… что само по себе неплохо, если не ломает сюжет и не уводит сильно повествование в сторону. В частности, в КГ сначала Диего и Рамона не предполагались в действующих лицах, но… Они ещё засветятся. Кстати, Рамона также с реального персонажа срисована. Или Белка в КБ – предварительно не должна была из себя ничего представлять (я не планировал никакой любовной линии, чисто суровый мужской роман J)  - а вот поди ж ты.

 

 

 

Что мешает в работе

 

Хемингуэй:  - Что мешает писателю? Выпивка, женщины, деньги и честолюбие. А также отсутствие выпивки, женщин, денег и честолюбия. (с)

 

J

Мешает:

 

- личная неорганизованность

- необходимость отвлекаться на всякие дела, несвязанные с писательством, но нужные для личного и семейного выживания

 

- сильно отвлекает и отнимает много времени потребность постоянно отслеживать обстановку в мире, чистать много всякого рода аналитических материалов (по ходу дела многие авторы постепенно отсеиваются, как например в последнее время Вассерман или до этого Стариков. Фёдоров, Демура, , Жуковский и тд…), переосмысливать; да и просто узнавать что-то новое, благо сейчас в том же интернете информации валом.

            Даже к тем, кто, в принципе говорит дело, отношусь со значительной долей скептицизма – у человека может быть, несмотря на все его знания и правильное понимание ситуации, «пунктик», как, например, у Касатонова религия.

Стараюсь читать (смотреть ролики) и тех, кто резко противен мне по жизненной позиции – лишь бы говорили дело, пусть и неприятно. Но таких мало.

 

 

Планирует ли автор КБ/КГ выходить на "большую сцену", т.е. чтобы было всё как у заправских писателей - печатные типографские издания, презентации на книжных ярмарках и в библиотеках, "творческие вечера" с читателями, вступление в "союз писателей" :) и проч..
2. Как автор планирует (и планирует ли) расширять охват аудитории. Ведь хочется чтобы хорошоее творчество по-достоинству оценило как можно больше народа.

 

Камараден!

Что тут сказать.     

Вот как мне «планировать выходить» когда я писать-то не успеваю, ролики делать (кстати, аудитория разделилась: одни говорят «Давай ролики!», другие «Давай продолжение!» - а мне и то, и это интересно – но не разорваться же!).

Понимаете ещё какое дело – я толком не знаю, как это делать – «выходить».

Да, стараюсь «засвечиваться» где можно, - но! Видимо то (и как) я пишу – не востребовано. А может издательства не хотят связываться с тёмной лошадкой – кто он такой. Дартс, будут ли его читать?.. Проще делать ставку на давно раскрученных авторов.

«Проталкиваться», бомбардировать издательства, брать измором? (как, говорят, делала Джоан Роулинг – её Гарри Поттер, поначалу, говорят, «чуть не наполовину написан самими издателями» - столько раз она предлагала – а они возвращали с пометками, исправлениями, критикой – она исправляла – и опять слала… J)

Это всё ведь страшно много времени занимает, я предполагаю. И, главное, читали бы! Я в своё время в штук 20 издательств разослал синопсис (краткое изложение) КБ – ответили всего 2-3, остальные просто проигнорили. Ну, бог им судия, если выгоднее печатать «Крысиная башня» той девушки, с мистическим антуражем – что ж я поделаю?

            По идее мне бы нужен лит.агент – заниматься такими бумажными делами за долю – но…

В общем, может быть со временем я «этим» и займусь (если не случится чего такого, что будет просто не до того) , но не сейчас. Кроме того, я просто не знаю как это делается.

 

 

 

Есть ли у здания/квартала/прилегающей местности реальный прототип?

 

Есть. Я в нём живу J

 

 

Есть ли в писательстве положительные моменты, и если есть - какие?

 

Конечно есть.

Представьте – вы читаете интересную книжку. Но… вам хотелось бы чтоб «дальше было не так!» - а ничего не поделаешь! Как автор написал. Или чтоб было продолжение.

А тут можно самому рулить.

 

Опять-таки, с началом писательства, становишься более вдумчивым и наблюдательным, замечаешь нюансы, на которые раньше не обращал внимания. Вообще в жизни.

По нескольким фразам уже начинаешь «просекать» человека – зачем он то или иное говорит, почему, что им движет. Причём сплошь и рядом человек сам думает, что он то-то и то-то делает (говорит) потому-то – а видно, что внутренние побудительные причины совсем другие. Вообще разбираться в людях, скажу без лишнего хвастовства, весьма интетересно.

Вот я упоминал уже планируемую «Занимательная политика».

Я заметил, что в принципе правила успешного ведения дел в

- большом масштабе – в государстве, в мире

- в среднем – в бизнесе, в управлении коллективом

- в малом – в семье

во многом (если не во всём за вычетом некоторых специфических нюансов) одни и те же.

Люди просто этого не замечают. И, к примеру, возмущаются насчёт поведения лидеров в большой политике, хотя у себя, «в малой политике», ведут себя точно так же. Или, «всё зная» относительно «как надо делать», и «они, дураки, не то и не так делают!» в реале, поставь их на место критикуемых, наворотили бы таких дров…

            И что «политике» можно научиться. Да, я, выведя для себя некоторые основные правила и следствия из них, и придерживаясь в жизни, считаю, привёл в порядок дела в семье. И, главное, знаю КАК нужно поступать в той или иной ситуации – это дорогого стоит.

А всё это есть функция от писательства. Оно делает более вдумчивым.

 

Что ещё? Всегда, где бы ты не находился, можно найти себе занятие. Нечего читать? – займись обдумыванием своего нового.

 

 


Кто и чем за.бывает?  / - Какие персоналии вызывают у Вас наиболее негативную реакцию и почему? /

 

Эйнштейн сказал:

«Бесконечны вселенная и человеческая глупость. Впрочем. Насчёт вселенной я не уверен» (с)

J

Вот, глупость… эээ… утомляет.

Когда человек, люди не видят и не хотят видеть своей собственной выгоды; просчитать свои шаги и будущее не хотят хотя бы на ближайший период; когда нянчаться со своими комплексами.

            Кроме шуток – вот у меня есть друг. Он отличный парень, и с ним бы я «пошёл в разведку» как говорится. Но он так нянчит свои комплексы, аж противно до дрожи! – а обратная сторона этого обидчивость, низкая самооценка (либо местами наоборот завышенная). Трудно общаться – куда не наступи – сплошные мозоли (образно выражаясь). Раньше бы с ним поср.лись наверняка. Как уже было – теперь выручает «понимание принципов политики» J

Хамство не нравится.

Я вот знаю, меня многие считают самого хамом.

А это не так. Если копнуть мои темы на «старухе», а я там много писал; и на молдаванке, и на других, и тд – видно, что я просто адекватно отвечаю.

Видите ли, выросло целое интернет-поколение, которое, скажем, в гостях и очно не рискнули бы схамить – а в инете запросто. И почему-то рассчитывают, что в ответ с ними будут няньчиться.

Я же считаю, что если хочешь чтобы с тобой корректно общались – изначально сам веди себя корректно. А то забегут, вякнут что-то неудобоприятное – но рассчитывают, что в ответ перед ними будут расшаркиваться и «обьяснять, что они не совсем правы». Да нахер такое нужно? Любая острая дискуссия может вестись корректно; и, опять же, если сделал выпад – не обижайся, что тебе потом в лоб прилетело.

Яркий пример – манера общаться на молдованке – я туда заглядываю иногда в поисках типажей и негативной информации – ну клоака! Увы.

            Снобизм не нравится – когда начинают вести себя «свысока». Хочется сразу «подставки»-то повышибать… J Чтобы со мной (да и с любым) разговаривать «с пьедестала» - нужно чтобы тебя на этот пьедестал сначала поставили! – причём те, с кем ты разговариваешь. Если «кто-то» тебя поставил, или ты сам  влез – то это ни о чём. Своё самомнение нужно держать в узде.

Это ничего общего не имеет с высказыванием своей позиции, своих мыслей. Что-то думаешь на такую-то тему – высказался – обоснуй.

Не нравится, когда наезжают не по делу на Россию – потому что как ни крути она Родина.

И это напрямую пересекается с «не видеть своей собственной выгоды» - ну глупо и нечистоплотно срать, извините за мой французский, туда, где ты живёшь!

Часто это подаётся как «Родину люблю – государство ненавижу!» - херня полная! Всё равно что «люблю себя как личность, ненавижу как биологический объект!» Идиотизм, шизофрения.

 

Ещё - предателей не люблю. Во всех смыслах

 

 

 

Продумывался ли характер персонажей заранее или это экспромт? Насколько была изначально продумана сюжетная линия и до какого момента?

 

Уже писал. Кто-то списан с реала – там и додумывать не надо; кто-то придуман. К примеру Харон… А, да, Харон (Хронов Витька) – тоже не один-в-один, но во многом списан с реального персонажа (довольно мерзкого, надо сказать).

Артист – сборный персонаж. Есть такая книга в сети: «Пугающий мир психопатов» - она написана проф.психиатром, но популярно – интересно. Опять же сам в жизни встречался с людьми, которых называл бы социопатами – это разновидность психопатии; от них кое-что взял.

Сюжет по мере написания менялся. Концовку такую не планировал – сама получилась.

Вот с КБ-2 другое уже дело – там сюжет уже продуман, в общих чертах. Что будет, чем кончится – уже запланировано…

 

 

Вы - еврей?

 

Русский. 100%. Цепляются в комментах к роликам что картавлю только недоумки. Сколько в жизни встречал евреев – никто не картавил. Откуда взяли эту глупость, ума не приложу.

Да, ясно же, что Дартс – это лит.псевдоним. Как Круз у Андрея Круза.

 

 

 

Вот весёлый вопрос: где продолжение КБ/КГ!?!?? Заждались. Почти 4 месяца без дозы.

 

Да, блин… я же говорю – объективные и субьективные трудности. С КГ проще было – выкладывал по главам. – но в этом есть минусы.

Да, сейчас закончу первую часть КГ – и выложу. Вскоре уже. Сейчас над этим работаю.

Я бы мог уже закончить – но я ж говорю, персонажи, собаки такие J, начинают беспредельничать, жить своей жизнью – это затягивается.

 

 

Не заеб..надоели-ли благодарные поклонники? :woohoo:

 

А как это?.. J Цветы, шампанское у порога, визжащие поклонницы?.. J Не было такого J J

Камараден, я на свой счёт не заблуждаюсь, поверьте. Если я что-то там «пописываю» - это не значит, что я там что-то из себя представляю. Всё нормально у меня с самооценкой, скорее даже занижена.

«Поклонников» нету, я не поп-звезда; вот когда читатели вдруг по своей инициативе помогают финансово – это весьма приятно и даже заставляет «верить в человечество». J

Не так давно один парень с Сибири прислал деньги (я микрофон купил нормальный) – «просто так, помочь автору» - потом с ним пообщались по скайпу – он слепой! И он – член паралимпийской сборной России! И – он в теме по выживанию. Вот такие дела. Это, конечно, произволит сильное впечатление.

 

 

А действительно ли П. Дартс боится покойников и таким образом это отразилось в КБ?

 

Не боюсь я покойников. То есть не больше, чем другие, и чем они того заслуживают. Хотя я был в дет.саду, в «ночной группе» много раз (когда отец работал посменно а мама ездила в командировки), и там нянечка ночью рассказывала «всякие ужасы» - это откладывается, конечно J Полагаю, всякие «страхи» иррациональные у людей именно из детства.

Но с этим можно работать.

В частности, я в юности, когда гостил каждое почти лето у бабушки в Феодосии, из города поздно ночью специально ходил домой на гору (кто был в Феодосии представляет) через старое кладбище. Огромное, заросшее. Было «волнительно». Особенно когда луна вдруг высветит в листве какое-нибудь белое лицо… днём-то и не замечаешь, что там памятник. J

Приходилось видеть и «обонять» и старый труп… но об этом лучше не вспоминать.

 

Кстати. Для сведения. «Биологические трупные жидкости» (так, это, кажется, называется) с пола лучше всего удаляются крутым раствором марганцовки (она коагулирует биологические фрагменты), а потом – густым раствором хлорки. В перчатках, естественно… Вот, а то всякое в жизни бывает…

 

 

Какой аспект работы над книгой наиболее интересен: предварительное обдумывание сюжета или сам процесс написания?

 

И то и другое интересно, я не смогу выделить.

Другой вопрос, что когда всё уже обдумано, план есть, ключевые точки мысленно расставлены – писать проще, чем обдумывать. «Гонишь не глядя» как по треку; а когда обдумываешь – там постоянные сомнения: можно так, а можно и эдак…

 

 

Павел, в Ваших произведениях практически не раскрыто выживание семей с маленькими детьми (кроме момента в КБ), или это априори "шеф, всё пропало!"?. Хочется узнать, что бы вы посоветовали именно таким семьям? Также очень интересно послушать именно о Вашей семье, как жена и дети относятся к Вашим произведениям, какое отношение в семье к теме БП в целом.

 

 

Да, не раскрыто – просто для меня эта тема уже далека. Хотя я ведь выживал на Камчатке с маленьким сыном – когда приходилось детское питание «доставать», памперсы мы и не знали что это такое, горячую воду грели на плите; и тд и тп.

Что бы посоветовал.

Да то же, что советую и остальным всем: готовиться, но, т.к. маленькие дети – готовится с расчётом на них.

Если, к примеру, взрослым чтобы выжить хватит макарон-круп + тушёнка; то детям неплохо бы к долгохрану добавить и яичный порошок, и сухое молоко, и сгущёнку, и леденцовую карамель, и шоколад. И многое другое, что вы сами сможете изложить списком; что не помешало бы и нам, но для нас это просто приятный приварок – а вот детям надо. Витамины опять-таки.

Конечно, глупо было бы не отдавать себе отчёта, что маленькие дети осложнят выживание.

Но, опять-таки – иначе для чего и выживать? Для меня «выжить чисто личной тушкой» довольно серое и ненужное занятие. Для чего живём?.. Вот дать потомство и «вытащить» детей – это достойно.

Как воспитывать, как готовить – это уж каждый сам может просчитать, по своему опыту.

Мне вот единственно что вспоминается: сын быстро выростал из всего (это нормально), в магазинах было мало и дорого – многое перешивали ему. Так что иметь в хозяйстве швейную машину с мех.приводом и мало-мальски уметь шить – это весьма ценно. Ну и запас «расходников» - нитки и тд. Не выбрастывать старую одежду.

Хотя сейчас, возможно, всё будет иначе. Со шмотками во всяком случае. Сейчас мир стал богаче. Кажется…

 

Жена у меня (я второй раз женат) КБ читала. К БП относится негативно, слышать о нём не хочет (хотя живёт не в безвоздушном пространстве и признаки, конечно, видит). Но… слышать об этом не хочет. Такое, насколько могу судить, часто бывает; и самый оптимальный вариант в такой ситуации как у нас: информации не надо; ты разбираешься – вот сам и готовься. И всё. Во всяком случае она мне не мешает.

Сын уже взрослый. Он погружён в свой бизнес и в обычные молодёжные развлечения. КБ читал, одобряет. Насчёт «готовиться» - никак. Ну, то есть плавать, стрелять я его научил, машину водит, на дзю-до с моей подачи долго ходил, - что ещё? Живёт отдельно.

Что бы ещё посоветовал.

Воспитывать жёстко. Вот это вот распространённое: «ПОТОМ» жизнь скрутит, ПОКА же «пусть узнает детство» - это дикая глупость и никого до добра не довело.

Не надо «жалеть».

Дети очень пластичны и окружающую ситуацию легко принимают за норму. И счастливы в этой, ЛЮБОЙ ситуации – если они сыты, здоровы, чувствуют безопасность (рядом папа и мама, которые эту безопасность олицетворяют для них).

ВСЁ! Больше им для счастья ничего не надо – ни дорогих шмоток, ни айфонов с айпадами и тд.

Вы думаете, что ребёнок,у которого масса обязанностей по дому, менее счастлив (всё сделав и получая ЗАСЛУЖЕННЫЙ отдых) чем другой, который дни проводит в безделье, «втыкая в смартфон»? Данифига.

Я заметил, что родители балуют детей в основном не потому, что они «желают им добра», «жалеют» и тд – а просто тупо потому, что ТАК ПРОЩЕ!

Не надо с ребёнком заниматься, не надо обламывать его капризы, учить чему-то – проще быстро сделать самому, а ему сунуть игрулю (телефон, комп) чтоб не мешал – и. кажется, «родительский долг выполнен». А это просто отмазка от родительского долга – родительский долг в том, чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни (и тут, говорят, критически важны первые пять лет), а не в том, чтобы «у ребёнка было щасливое детство».

Оно у него и так будет счастливое. Я вот всё детство проскакал по «погребам» (там в Сибири хранили запасы), стайкам (так сараи называются там), запах полыни мне есть запах детства; - думаете я был менее счастлив, чем здешний подросток, проводящий время в комп.клубах и «режущийся в контру»?

 

Каждый день у меня была святая обязанность нарвать для кроликов большой пакет травы… И я уже чётко знал, где я вчера рвал, где на прошлой неделе – и уже подросла; где клевер – он вкуснее и тд. И КАЖДЫЙ ДЕНЬ! – кролики ведь и в выходные есть хотят. Нарвал – свободен. Только так.

 

Полезно завести маленькое дом.животное (дети обычно просят) – но с жёстким отслеживанием, чтоб следили-убирали сами.

А то, было, сын мой неск.лет назад купил декоративного кролика…

И для него было открытием, что кролики (оказывается!) едят не только сено, но и траву! Причём с бОльшим удовольствием. И для него было облом, идя по двору, нарвать травы – проще было заехать в зоомагазин и купить пакет сена… Это не есть хорошо. Вот чтоб такого не было, нужно ребёнка с детства воспитывать жёстко; чтоб он имел обязанности – и выполнение их контролировать.

С детьми нужно быть очень жёстким – только так их можно подготовить к жизни.

Вон, в Англии, недаром были закрытые колледжи для детей элиты – где было всё очень жёстко, не как в семье. Оттого англичане и владели такой империей.

 

Тут правильно было замечено – пересмотрите ролик по «Дорога» - там вот это вот сюсюкание до добра не доводит, и, по сути, обрекает пацана на смерть. В тех условиях он бы не выжил.

 

 

14. Что считаете главными ошибками своих героев в контексте выживания?

 

Ну, как сказать. По КБ – надо было раньше и жёстче определиться Олегу с Леной, то есть в бывшей женой. Весь погружённый в будни обеспечения выживания своего малентького социума, он упустил психологический фактор: что Лена стала не просто нейтральным «пассажиром», она, видя, как рушится её карамельный позитивный мир, резко настроилась против него лично.

Это такая психологическая особенность есть у людей: когда что-то идёт не так, «искать крайнего». Вот и для неё крайним во всём этом бардаке стал он, она и нашла (во всяком случае не была против) чем насолить ему.

Это и сейчас заметно – вот я выкладывал ролик что будет война (уже идёт, пока не горячая) – так масса негатива; причём не на материал, а на меня как автора.

В тех условиях это вылилось в предательство.

 

Тут такой момент: если есть семья и/или близкие друзья – когда все как на ладони, все их «тараканы в голове» - это одно.

Как кто-то «выбился из стаи», или появились в социуме «пришлые» - надо большое внимание уделять тому, чем они дышат. Самыми разными способами – беседой, зондированием отношения к тому или иному факту, вплоть до того метода, каким Олег слушал пеонов. Иначе могут быть неприятные неожиданности.

Недаром в армии была должность замполита – спец.человек, который следит за мозгами личного состава (сейчас тоже есть, только по другому называется).

 

Олегу надо было быть жёстче с самого начала. Нетрудно заметить, что если бы не «зверство» Толика, они бы вряд ли бы выжили. В то же время и Толику нужна была узда.

 

Был эпизод: упоминалось, что Олег вынул бензин из ниши с миной и забыл восполнить. А был бы бензин – урон нападавшим был бы больше. Нельзя такое делать – авось не всегда проходит. Если что-то решил – это должно быть сделано; мина должна быть миной, а не «а, и так сойдёт!»

 

Печку надо было иметь свою, в запасе, а не ждать, когда удалось отнять у «крестьян».

 

Воду из бассейна разумно было с самого начала качать шлангом, а не таскать баллонами.

 

Насчёт бассейна. Вот такой момент: сделать там датчики на объём – сложно, дорого, ненадёжно. Опасно – можно самому подорваться.

Можно было сделать МИНУ-ЛОВУШКУ.

Лежит, скажем, на скамейке возле бассейна автомат (старый, сломанный), прикрытый старой курткой – полное ощущение, что ходили за водой и тут забыли отличную нужную вещь. Поднимут? – поднимут. А под (за) скамейкой – мина на разрыв контакта

Все свои знают, и к скамейке даже не подходят; - ЛЮБОЙ чужой непременно подорвётся.

Или перчатки забытые. Что, не поднимут перчатки, не нужны? Поднимут – такие параноики что не подняли бы, вовсе бы туда не полезли. Или магазин от автомата. Да мало ли что.

 

 



15. Если бы начала писать "Крысиную башню" заново, что бы изменили?

 

Если бы что-то менял – это уже была бы не КБ, а другая книга.

 


16. Что самое сложное в работе писателя? А что самое интересное?

 

Наверное для кого как. Для меня в том числе и техническая сторона – вот сдох комп, отнёс (опять!) переустанавливать систему – а это время и деньги. А без компа как без рук. А сам не умею. А когда комп тормозит – это жутко бесит. Вот «техническая сторона» - самое сложное J

 

Самое интересное – это когда расписываешь какую-нибудь хорошо продуманную и интересную лично тебе сцену.

Ещё – когда через некоторое время перечитываешь самим же написанное, когда уже подзабылось.

 

 



17. Что считаете главным достижением своей жизни? А что главным упущением?

 

Достижением: что в 90-е не пошёл как многие «работать на зарплату», а стал «крутиться».

Упущением: что вовремя не понял, что это «не моё» и не вышел вовремя J

 

 

19. Назовите любимого киногероя и любимого книжного персонажа?

 

Павел Верещагин в «Белое солнце пустыни» 

Книжный… Наверное, Ясон в цикле «Неукратимая планета» Г.Гаррисона, а главное в «Специалист по этике»

Но это так, навскидку, не вдумываясь. Вообще персонажей много любимых.


20. Кем вы хотели стать в детстве?

 

Не помню уже. Пожарником возможно. Или строителем, как мама. Скорее строителем. Вообще всегда любил что-нибудь строить; у меня кубиков был целый ящик. А построив – расстреливать из пружинной ракетной установки J Короче – строителем или военным. Не срослось J



21. Если бы вы поймали золотую рыбку, какие три желания вы бы загадали?

 

Данунафиг. Небывает Золотых рыбок J

Короче, ушёл от ответа J



22. Если бы вам пожаловали дворянский титул, какой девиз вы бы начертали на своем гербе?

 

«Большое – в малом!» J

В меру глубокомысленно, и, как и полагается девизу, с разбегу непонятно J


23. Назовите три места в мире, где вы не были, но хотели бы побывать?

 

Чего только три? Много где хотел бы. Вот в той же Америке: в центре НьюЙорка (по окраинам там, говорят, клоака). Гранд Каньон. Диснейленд.

Обидно будет, если в результате ракетно-ядерной войны или взрыва ЖК всё это накроется медным тазом.

На Елисейских Полях, на Монмартре. В Сент-Дени.

Замок тот знаменитый (часто печатают на картинках) в Баварии. В Освенциме. Лондон: музей мадам Тюссо. Виндзор.

Да много…

Если только три, то: Диснейленд (но не одному), на Бали, в Лувре.

В Питере в Эрмитаже не удалось побывать, но это рядом, думаю ещё побываю и так.



24
. Существует ли дружба между мужчиной и женщиной? (Это супруга лезет через плечо и требует спросить. :P )

 

Думаю да. Даже наверняка. Чаще всего, конечно, после того как они переспят, но не обязательно.

 

   

 

вернуться
на главную страницу