|
|
Павел
Дартс. pavel.darts@mail.ru
Censūra morum - Цензура нравов; наблюдение за соблюдением норм морали - одна из обязанностей цензоров в республиканском Риме. Неоднократно на разных
ресурсах возникают дискуссии о «моральности выживания» вообще, и моральности
(аморальности) героев «Крысиной башни» в частности. Тут, раз уж завязалась
переписка по этому вопросу; причём мне тут развёрнуто выставили претензии по герорям
книги, по их моральному облику – я решил, чтобы не потерялось и было к чему
отсылать в случае возниктовения опять подобных вопросов, скомпоновать всё в
отдельный файл. Выкладываю здесь переписку – посты
мне и от меня. В выражениях не сдерживался –
тут не детский сад; и обсуждаем не варианты вышивания крестиком. Кроме того «переход
на личности» способствует пониманию самой «подачи»: почему оппонент пишет то-то
и это. Без понимания личного подхода нельзя оценить и доводы. Итак: ·
Олег
страшен своей уверенностью в собственной правоте. В случае, когда в цепь его
рассуждений вдруг вкрадется ошибка, он и люди подобные ему ни на секунду не
усомнятся в своей правоте. Олег страшен и тем, как он относится к людям -
кавказцы для него - дикари (в книге много раз представители этой национальности
упоминаются исключительно в таком ключе), соседи - глупцы, которые не знают что
надо делать при наступлении БП, даже со своими друзьями Олег не умеет общаться,
высмеивает их (пример - поездка за город. в самом начале книги, когда кто-то
хвастал своим оранжевым комбезом). С женой опять же не все понятно - зачем терпеть,
если эта женщина вызывает только негативные эмоции (и почему его сын так
холодно относится к матери. да, он может понимать, что мать глупа. но все равно
его к ней равнодушие остается необъясненным)? У Олега будто бы вообще нет
эмоций, все люди для него делятся на врагов и на тех, кто может быть полезен.
Во время БП с таким человеком шансов выжить конечно больше, но все равно
оставаться рядом с ним долгое время будет некомфортно. ·
Как выживальщик и носитель
знаний и умений он, этот Олег - молодец. Но как человек и личность - мрачное
чудовище.
Хм, занятный взгляд… Кстати, вы хотели «побольше
узнать об авторе» - но имейте ввиду, что любой диалог это обоюдное «узнавание»,
и своей оценкой вы многое рассказываете и о себе. Что тут можно ответить. Вы замечали, что ВСЕ, кто
хоть на что-то годен, кто что-то в жизни добиваются – люди целеустремлённые и
«уверены в своей правоте»? Дело в том, что чтобы чего-то
добиться, нужны УСИЛИЯ, а усилия невозможно прилагать без уверенности в том,
что это необходимо. Ну как, скажите, что-то
делать напрягаясь, в то же время и говоря себе что «очень может быть что это и
не нужно; и зря я это… возможны другие варианты…»
и тд. «Уверенность в собственной
правоте», говорите? Я напомню – Олег тоже
всего-то человек, а не машина – он переживает разлад в семье; и то, что сын –
овощь – занят только комп.игрушками (поначалу) и не вникает в ситуацию; он
неуверен в том, что нужно делать – мечется между «уехать из города» и
«остаться». Он вполне себе живой человек, не деревяшка какая-то. Но! – будучи мужчиной, и
человеком дельным, деловым, однажды сделав окончательный вывод – он следует
своему решению. Полагаю это нормально; и
только слезливые интеллиХенты могут плакаться на тему про «он страшен своей
уверенностью…» Это не про вас. А про ситуацию,
как вы понимаете. Ничего нельзя добиться в
жизни без уверенности в своей правоте. Упрекать в этом Олега – это всё равно
что пользоваться силой качка, - а потом
пенять ему «ты какой-то мускулистый, здоровый – мне это не нравится…» От ошибки никто не
застрахован; но если что-то делать, и в то же время постоянно твердить себе что
«возможно я ошибаюсь» - это ни о чём. Естественно, на этапе
принятия решения нужно тщательно всё взвесить, оценить вероятность ошибки; но
если решение уже принято – его нужно чётко, жёстко претворять в жизнь; иначе
это будет не деятельность, а слезливое нытьё о «общечеловеческих ценностях и
толерантности» - чем в общем в «Башне» отличалась Лена, его жена. «Кавказцев не любит»? – ну
так они по сюжету его враги. Он не зацикливается на национальности, он
действует ситуативно. Были бы на месте кавказцев марийцы или чукчи, или русские
– вы думаете он бы относился к ним иначе? «в книге много раз
представители этой национальности упоминаются исключительно в таком ключе» Ну так писалась книга о БП, а
не ставилась задача непременно «быть толерантным» - мы, слава богу, не в
Америке живём и не в толерантной Европе, сильно озабоченной как бы кого не
задеть. Потому я и не ставил задачу непременно показать что «кавказцы бывают
всякие, и хороших больше» - зачем мне это? По сюжету они были ситуативными
противниками – просто как фактор БП – чего бы мне толерантничать? «Соседи – глупцы»? Да ну что вы… Засерали башню, пока Олег с
Толиком не поставили вопрос ребром. Никто не дёрнулся помочь Устосу в битве с
гопниками – и, конечно же, они «не глупцы», а «жертвы обьстоятельств», к ним
нужно относиться толерантненько… Соседи грабят запасы Олега –
он «бьёт им морды» - и это неправильно, да? Надо их пожалеть, посочувствовать,
поделиться… Что это однозначно обрывает шансы на выживание самого Олега и его
семьи – это наплевать, главное не быть таким жёстким к соседям, правда же? Я повторюсь – вы вот этой
своей подачей о себе очень многое написали; могу даже попытаться дать ваш
психо-социальный портрет :) Друзей он не «высмеивает» - с
чего вы взяли? Он предметно им показывает, что впереди тяжёлые времена, и нужно
готовиться. Это они, «друзья» Олега
(вернее – приятели и собутыльники, Друзья – это совсем другой уровень
отношений!) высмеивают его. И – напомню – потом, когда он оказывается прав,
пытаются его тупо использовать – выжучить у него ружьё, патроны взамен на уже
мало что стоящие бумажки. Вы это как-то не замечаете, сосредоточившись на
критике самого Олега – но не думаете о том, что ни одного человека, ни одну
личность нельзя оценивать вне среды, вне контекста. Это всё равно как сейчас
многие «ругают Сталина» - мол, плохой был, жестокий… То, что они и существуют
на свете только потому что он такой («плохой, жестокий») они не думают. Это,
знаете ли, довольно подлая позиция. Не новая, да. Вспомнилось – у
Мопассана есть рассказ «Пышка». То же самое отношение, то же самое «осуждение»:
воспользоваться возможностями человека, а потом презирать его, что «он так
низко пал!» «С женой опять же не все
понятно - зачем терпеть, если эта женщина вызывает только негативные эмоции» -
а вы женаты? Давно? Вы только что «предъявляли»
Олегу, что он «слишком уверен в своей правоте» и «страшен своим отношением к
людям» - и тут же пеняете ему «зачем терпеть»?.. Так он по сюжету с ней прожил
более 20 лет, общий сын и общая биография – что, нужно её, как только перестала
«устраивать», прогнать? Или пристрелить? – как советуети ему Толик, его «тёмная
сторона натуры»? Вы уж будьте как-то более последовательным в оценках. И поймите, что живой человек
– это не схема; у него, у любого, свои тараканы в башке, свои комплексы и
предрассудки. «и почему его сын так холодно
относится к матери. да, он может понимать, что мать глупа. но все равно его к
ней равнодушие остается необъясненным» - да кто вам это сказал, что «сын
холодно относится к матери»? Просто я писал отнюдь не
«женский роман об отношениях», а книгу о выживании и «пуси-пуси» давал очень
ограниченно, не ставил себе это целью. И ни откуда не следует что Сергей
«холодно относится к матери» - просто в сложившихся условиях он понимает, что
нужно ВЫЖИВАТЬ (у него на глазах убили (застрелили) человека на улице; он видит
как убили стариков, как сражался и погиб Устос, - и, как нормальный адекватный
парень, сделал вывод, что чтобы выжить – надо обладать теми навыками, которые
может дать отец – а не вечно всех жалеющая и ноющая мать. Потому он естественно
тяготеет к отцу – это нормально, вы не находите? Вот я делал обзор по «Дороге» «У Олега будто бы вообще нет
эмоций, все люди для него делятся на врагов и на тех, кто может быть полезен.» Праааавда?... Это у Олега-то
нет эмоций? Да он постоянно (как живой человек) мечется между «надо так? – или
так??» Это проявляется во всём – в т.ч. и в сцене в ресторане, когда он до
последнего противился участию в схватке с кавказцами (спасали Элеонору). Но, повторюсь, когда «выводы
сделаны» - он, как и следует мужчине, а не толерантной особи с Западной Европы,
действует не рефлексируя. «оставаться рядом с
ним долгое время будет некомфортно» - хм, распространённая позиция. Я
это озвучивал в своём ролике (пардон, «не для всех») «Друзья-приятели в БП» -
когда сплошь и рядом люди стараются «взять из отношений чисто что-то себе
выгодное». А «в остальном ты мне не нравишься»… Типа
«Если что – мы к тебе, ты же готовился!» - хотя сейчас, когда готовиться НАДО,
и об этом человек говорит, отношение другое: «- Вот дурачок, деньги на ерунду
тратит…» То
есть ВЫЖИТЬ за счёт его, счёт его жёсткости и запасливости – это нормально; а
вот уважать его, находиться с ним рядом - это «некомфортно»… Потребительская,
сволочная позиция, надо сказать. Кстати,
я показываю в КБ, что такая чёрточка есть и у Олега – он по сути выживает за
счёт жёсткости, жестокости своего «брата» - и в то же время постоянно ему
пеняет на эту жёсткость и жестокость… Впрочем,
это нормально – «единство и борьба противоположностей», как говорили классики. Ну
да, «как человек и личность – мрачное чудовище», ага. То
есть выживать за его счёт мы согласны; а вот уважать его – нет, ни за что! Он
же людей грабит, обращает в рабов; и вообще не толерантен ни разу!.. Конечно,
«мрачное чудовище»… Мда,
вы о себе многое сказали; мне интересно было покопаться, спасибо. В
заключение – вот вы пишите: == и еще раз о книге в целом. Я не покупал ее, и не
искал целенаправленно. просто скачал архив литературы на тему постапокалипсиса,
в котором оказалась ваша "Башня". Думаю, вам приятно будет узнать,
что из сотни книг только вашу мне захотелось перечитать снова =) Сказать
вам, почему «Башня» востребована? Почему её перечитывают? Почему вам лично
захотелось её перечитать? В том числе и почему есть те (и немало), кто в
«мини-рецензиях» пишет в стиле «Невыносимая дрянь, не смог читать!..» - то есть
демонстрируют «реакцию отторжения». Потому
что сейчас наступают весьма тёмные времена, когда многое будет зависеть от
таких как Олег (вкупе с его «тёмной стороной» братом Толиком) – и люди
подсознательно ищут в литературных героях те качества, которые им бы помогли
выжить в новых условиях. И
качества эти – не «толерантность, тепимость, уважительное отношение к любой
(пусть самой сволочной) личности», а прямота, жёсткость, твёрдость и последовательность
в решениях и поступках; обязательность к своим близким и друзьям; невозможность
предательства, как это продемонстрировала Лена; цельность натуры. Люди тянутся к тому, чего им
не хватает; я лишь отразил в КБ тенденцию. А те, у кого книга вызывает
«отторжение» (а я встречал в рецензиях и высказывания в стиле « - Негодяй на
негодяе; один порядочный человек – это Лена») – это те, с которыми уже «всё
плохо». Они подсознательно понимают, что те качества, за счёт которых выжил
Олег, им уже однозначно недоступны, и потому злобствуют что «кто-то вообще
смеет выживать!» Этот подход я тоже уже
озвучивал в ролике. Я говорю чисто про сюжет и
героев, а не про лит.достоинства – это другой разговор. Вот примерно такой расклад.
и
своей оценкой вы многое рассказываете и о себе. Пардон, сразу не ответил –
дела. Я уж и пожалел, что завязался
на столь многословную дискуссию – как говорится, «если писателю есть что
сказать – он должен писать, а не говорить», то есть излагать в своих
произведениях, а не в пространных комментах к ним. Но тут уж ничего не поделать
– раз начал. Вообще, «споры по моральным
вопросам» - это тааакая шняга… А, кстати, не знаете почему?
– потому что с самого начала не определён предмет спора. То есть речь идёт о
разном, оттого и нет взаимопонимания. К примеру (пардон): слон. Один говорит: он большой. Другой: он серый! И оба уверены в своей правоте
и готовы спорить – хотя спор ни о чём. Так вот. Стоит начать с того,
что я уверен (и, полагаю, со мной если не все, то многите согласятся, ибо это
очевидно) что мораль нужна для того,
чтобы облегчать людям существование; В максимуме – чтобы давать
возможность выживать – индивидам в частности и человеческому роду в целом. Так, нет? По-моему это очевидно – зачем
бы иначе она была нужна? Иначе только что скатиться к «дана нам Богом на
скрижалях; для чего – не наше дело, наше дело – следовать заповедям!» До такого мы скатываться не
станем; по-моему логично, что мораль должна способствовать выживанию, иначе
нафиг она не нужна. И – исторически надо
заметить! – мораль всегда подстраивалась под меняющиеся условия существования;
мораль – не постоянна! К примеру, как у ОГенри
кажется было хорошо сказано (не дословно, но по смыслу) «людоед в своей социальной среде настолько же
морален, как прихожанин в нашей». То есть мораль в отрыве от
условий существования не существует. Изменились условия (то, что
Олег назвал «сменилась парадигма») - изменяется мораль. Это нормально. И – не только мораль, как
субстанция неоформленная буквально – но и законы, как та же мораль, но
оформленная законодательно. Ибо что в мирное время называется кражей и карается
заключением, в военное время называется мародёрством и пресекается расстрелом
на месте, - ибо ВЛАСТИ бардак не нужен, мешает. Отсюда следует ещё одно
следствие: мораль – она всегда на страже чьих-то интересов. Правящего класса, строя,
хунты, общества; уголовной кодлы или индивидуума наконец – ибо и у частного
лица может быть своя мораль, причём – отличная от общепринятой. То есть – предлагаю принять
за аксиому, что мораль должна помогать
выживанию, а не мешать ему. Иначе и говорить просто не о
чем. Итак. Начну отвечать с конца. *** И если, окажись я в мире "Башни",
Олега (возьмись тот учить меня жизни) я бы пристрелил без
особенных переживаний в каком-нибудь укромном месте (войти в доверие к
таким людям бывает очень легко. главное - чаще гладить по шерстке и делать вид,
что внемлешь его "откровениям") и соврал бы всем остальным
про каких-нибудь бандитов, то с Дартсом бы сначала попытался поговорить =) *** Я
б на вашем месте не обольщался. Понятно,
что это приятно – возомнить себя этаким крутым, способным и «войти в доверие
путём поглаживания по шерстке и «делания вида» - а все остальные такие вот лохи
без жизненного опыта и умения разбираться в людях. О таких субъектах, считающих
себя умнее и удачливее других, я уже писал – здесь: Выживальщицкие мечты и
реальность. Что нам стоит выжить и преуспеть??. Так вот – ничего бы у вас не
вышло, и по целому комплексу причин: -1. Олег (и Дартс тоже)
совсем не лох чтобы допускать к себе много о себе мнящих умников, согласно
кивающих, и делающих вид, что «внемлют откровениям». Это вам только в диванных
мечтах вы себе кажетесь умным и прошаренным, способным обмануть – в реале всё
совсем не так. - 2. Олег (и Дартс тоже) в БП
окружён друзьями и сторонниками, которых он не один день знает; и которые,
мягко говоря, «за вами присмотрят»; да и роль ваша, прибейся вы к такой
компании, будет заключаться в «бери больше – тащи дальше (или «копай глубже»)»
- пока к вам не присмотрятся и не поймут вашу суть. Думать что вы такой
Немирович-Данчеко на пару со Станиславским, что способны будете на длительном
периоде водить за нос (несмотря на специально продуманные и проводимые
провокативные мероприятия, как пример – с пеонами) – это очень наивно. Видно, что вы в армии не
служили – вот, к примеру в армии, да и в любом тесном коллективе, в быту, каким
бы ты актёром ни был, натура вскрываетися на раз. -3. И - самое смешное. Даже
если представить на мгновение, что вам и удалось втереться в доверие. И даже
«застрелить Олега» и «соврать остальным про каких-нибудь бандитов». Ну, предположим. Что и ЗАЧЕМ вы бы это сделали?
Какие у вас претензии к Олегу? – ах, он «их высмеивает,
показывая глупыми павлинами и попугаями. К тому же он,
видите ли, «страшен своей
уверенностью в собственной правоте. В случае, когда в цепь его рассуждений
вдруг вкрадется ошибка, он и люди подобные ему ни на секунду не усомнятся в
своей правоте.» Это ужасно, ага. Что человек
уверен в собственной правоте! Как я понимаю, других
претензий (ну ещё может то, что он лично вам не нравится) у вас к Олегу нет. Ведь он «учит, поучает», но
при этом никого, заметьте, не убивает, и даже отморозков в полон берёт чисто в
ответ на их налёт и вместо «высшей меры». Ах да – ещё он участвует в
разграблении супермаркета и в налёте на оптовку, - не для развлечения
вообще-то. А ради дальнейшего спасения себя и своей семьи, близких. Так за это
вы готовы его застрелить?.. А кто вы сам тогда после
этого? Вы не задумывались? «Убив дракона сам становишься
драконом». Кто вы тогда, если вы готовы
убить человека по сути просто потому что он вам не нравится? Отвлекусь чуть. Мне эта ситуация напоминает
одну дискуссию на одном из выживальщицких форумов. Тоже шла речь про выживание в
экстриме, и была затронута как-то невзначай тема людоедства. И вот там тоже
нашлось несколько «пламенных морализаторов», которые аж тряслись от ярости,
восклицая что людоедство – настолько ужасно, что подобные люди недостояны жить,
и их нужно сразу же и безусловно уничтожать! Хм, я не то чтобы «топил за
людоедство», но объективности ради привёл им в пример людоедство вынужденное; и
не умозрительно, не отвлечённо, а вполне конкретные случаи напомнил: Первый – широко
известный случай (по нему даже фильм сняли) когда команда чилийских
регбистов, летевшая над Андами (кажется) попала в авиакатастрофу, самолёт упал,
но часть команды выжила. Найти их не могли – они сбились с курса, - и они,
выживая, ели тела своих погибших товарищей. При этом, заметьте, были католиками
все. В итоге они всё же выжили. И
– представьте себе! – сам папа римский отпустил им этот грех – грех людоедства. Ещё один пример, уже из СССР (особо
нервным этот отрывок пропустить. Но это тоже выживание – как оно есть, а не на
тёплом диване). Коротко: в военное время
(44-й год) летел самолёт и упал в горах. Есть было нечего. Найти их не
могли. Двоих отправили искать людей, остальные выжившие через некоторое время
стали есть умерших. Постепенно слабели. Умирали один за другим – умерших тоже
ели. В итоге осталась одна женщина
и её сын. Они продержались дольше всех – но парень тоже умер. Женщина держалась очень
долго, но потом всё же ела и тело умершего сына. (Кто скажет, что «я бы лучше
умер» - умереть у неё не получалось. «Я б покончил с собой» - тоже выход, но
вот она не покончила.) В итоге её одну всё же
спасли. Ничего ей за людоедство,
конечно, не было, хотя история эта была тщательно
задокументирвана, как полагалось в СССР. Более того! – потом она ещё
вышла замуж и родила детей, имела и внуков! – то есть вполне осталась
человеком. Так вот. Я про эти случаи тогда
напомнил (со ссылками). Не для того чтобы оправдать людоедство как явление. А
чтобы подчеркнуть, что в жизни всякое бывает, и не надо из себя строить столпы
морали. Как говорится «не надо быть святее папы римского». Так на меня всех собак
спустили! – как будто я призывал в случае БП тут же начать делать тушонку из
соседей! : ) И один из моралистов
(несомненно человек большой личной моральности!) так и заявил: - Я, мол, в БП
только кого заподозрю в людоедстве – тут же убью!! Чувствуете параллель? То есть там он готов убивать
человека за то, что тот ел уже мёртвого человека. Вне зависимости от того
почему тот факт имел место. Чем он лучше людоеда в таком случае? Вы готовы убить Олега за то…
да, за что? что он «учит, поучает»? «страшен своей уверенностью в своей
правоте»? Так чем вы лучше убийцы,
который убивает жертву ради того чтобы просто забрать кошелёк?.. То есть если вы «убиваете
Олега» - то вы просто очередной убийца, которых в БП будет вокруг много, и от
которых и будут задействованы меры безопасности. Впрочем, - сейчас подумал, -
может быть я зря вообще про мораль? Но тогда что «другое»? Олег – практичен; он
способствует всеми силами выживанию доверившегося ему социума. Предположим вы в этот социум
попали. Какой смысл его убивать? За то что он практичен и способствует
выживанию? А у вас что, другие цели? – например, раздав всё накопленное Олегом
окружающим и благополучно самому сдохнуть? Непонятно тогда в чём смысл убивать
успешного лидера. Ладно. Дальше. Сначала. *** читателям
разонравились книги про вампиров? пусть, думает писатель, напишу тогда про
роботов (Олег же больше похож на человека, который скажет "Многие
читатели отвернулись от вампирской тематики, зато остались настоящие ценители -
для них и буду писать про тех же самых вампиров". И сколько он заработает
на своих книгах, станет ли такой человек успешным, продаваемым автором? Вряд
ли.) Извините – но какая-то чушь.
Такое впечатление что было «написать лишь бы написать – пусть ОН думает как и
на что отвечать…» Естественно на
бессодержательные посылы я отвечать не стану. Дальше. *** И вот
получается, что выживальщику Олегу просто повезло - все его усилия не пропали
втуне, хотя мог и в дураках остаться. В смысле? Олег взвешивает
вероятности; тщательно отслеживает происходящее – в то время как его В итоге он оказывается прав –
не «вдруг», а просто потому что трезво оценивает обстановку. Вы же паредполагаете что «Ему
просто провезло. А могло случиться и не так» Но… ладно. Предположим, что
Олег перестраховался, ошибся в прогнозах – и «ничего не случилось». И что? Крушение жизни? Нет. Как жил так и жил бы дальше.
Он ведь не удрал куда-то в тайгу; всего-то грамотно подстраховался. А вот когда реально
«случилось» вот именно «крушение жизни» произошло у его приятелей – они
прибегают к нему и «просятся сотрудничать», а вернее – «встать на довольствие». Так в чём его упрекать? В том что он «упёртый» и
«излише уверенный»? Так вам-то какая печаль от
этого? Олег что, силой кого-то заставляет готовится? Нет. Просто озвучивает
своё видение перспектив и предлагает готовиться; хотя по идее мог бы просто
промолчать. За что его осуждать? Идиотизм какой-то. Впрочем. Я знаю, откуда это
проистекает. Вот тут я это
озвучивал: обыватель сам слишком ленив чтоб о чём-то думать и к чему-то
готовиться; и его напрягает, когда кто-то поступает не так как он – у него
закрадывается мыслишка «А вдруг он прав??.. тогда я буду в большом пролёте…» -
и потому он со всем пылом – нет, не начинает сам готовиться, а начинает высмеивать
и ненавидеть того, кто более предусмотрителен. На всякий случай. *** он
отказался от реализации себя в других сферах жизни (вдруг он классный писатель
или краснодеревщик? созидание, как известно - одно из наивысших наслаждений),
допустил развал в семье, не сумел обрести настоящих друзей). Вот он – очередной бред от
обывателя, опасающегося в глубине души что «А вдруг эти придурки-выживальщики,
которых я высмеиваю, всё же правы??» Кто сказал, что Олег «отказался от
реализации себя в других сферах жизни»? Ах, он
сказал Сергею, тогда, в палатке? Так он и сказал, что «те сферы приложения
себя», которые ему «предлагала» «сильно социализированная жена» или окружающий
социум, вся эта мышиная возня ради того чтобы купить очередной комбез
попугаячьей расцветки или тачку поновее – его просто не привлекают. Значит ли это, что он «отказался от реализации»? Да чушь какая! Он, как человек вполне социальный, просто выбрал другую сферу
самореализации – причём ту, которая наиболее актуальна. Почему он должен был
«бежать, пихаясь локтями» по той же дорожке, что и толпа»? Ему это не надо. Он
оценил вероятности – и сосредоточился на главном – и он выиграл. А те, кто стадом продолжали привычно бежать «за успехом» - оказались за
бортом. Мог он «реализовать себя» каким-нибудь конторским служащим, или тем же
упомянутым вами «краснодеревщиком»? – мог. Но ему это не надо. Откуда вот это
вот желание всех привести к общему знаменателю и мычать по команде? Кто сказал, что он не созидатель? Про вашему созидать безопасное
будущее себе и своей семье – не созидание? Только сколачивание табуреток или
просиживание штанов в офисе – достойное занятие? «Допустил развал в семье» - а как это зависит от рода занятий? Каким образом можно было «не допустить»? Строго по книге – как? Или для
вас мир и взаимопонимание в семье – это строго следование «общепринятому
тренду», угождание хотелкам жены? Не спорю, таким Аленями живут многие –
конец их печален. Олег не из таких – не вам его за это осуждать. И «развал в
семье» может случиться по тысяче и одной причине, и уж оценка вероятностей
будущего главой семьи стоит на одном из последних мест. «Не сумел обрести настоящих друзей» - какая глупость! Вы, очевидно, из
тех, кто тысячу записавшихся к вам в соцсетях «в друзья» считаете реально
друзьями. С кем выпиваете в праздники – те и друзья? Отнюдь не так. Реально друзья – это единомышленники, люди способные
поддержать в трудную минуту; вне зависимости от социального статуса, богатства
и служебного положения. Их не бывает много, и они не обязательно живут по
соседству. Вот читаю ваши «возражения» - и так и вижу насквозь примитивного,
«социального», пардон, животного, для которого каждый, кто чуть выбился из
положенного стаду стойла – сразу становится врагом… И друзей-то он не имеет, и в семье развал допустил, и занимается «не
тем» - а потом, гад такой, взял и, в отличии от остального стада (это
фигурально) - выжил! Это возмущает, конечно, я понимаю. За это и убить хочется,
да… *** - может, я был не слишком внимателен, но
Олег вроде бы с самого начала знал, что он остается в городе. Да, вы были не слишком
внимательны. В общем-то, скорее всего, вы ведь и читали не для того чтобы
следить за сюжетом и мотивами героев, а чтобы найти что покритиковать, так что
это понятно. *** сын –
овощ – занят только комп.игрушками (поначалу) и не вникает в ситуацию (здесь я
акцентируюсь на сыне - немножко оффтоп) Вообще-то нормальные
отношения у отца с сыном так и складываются – отец является примером и образцом
для сына. Не «в рот смотрит», а, убедившись, что модель поведения отца, в
отличии от провальной «прекраснодушной» стратегии матери, правильная, берёт
пример с отца, старается усвоить его навыки. Судя по тому, что эту,
НОРМАЛЬНУЮ схему поведения вы воспринимаете как «так ведут себя шестёрки у
матёрых урок» сам вы или сына не имеете, или совершенно не пользуетесь в семье
авторитетом – то, что я и озвучил как «Алень» - подай, принеси, отдай зарплату,
«а детей я сама воспитаю, ты на это не способен!» Сравнить нормальные отношения
опытного отца и набирающегося опыта сына с отношениями уголовников может только
моральный урод. *** Олега
можно уважать и быть ему благодарным за то, что он все предусмотрел и помог
выжить, но при этом можно бояться его взглядов на жизнь. *** Если взгляды на жизнь
помогают выжить - чего их бояться? Зачем
заниматься словоблудием-то? Сплошное бла-бла-бла с непрерывным
«если-если-если». То есть не нужно быть предусмотрительным, не нужно оценивать
обстановку и принимать оптимальные с точки зрения оценки обстановки решения –
нужно исходить из «а вдруг?..» и «бояться его взглядов на жизнь»… А чем так опасны его взгляды
на жизнь? Буть рационален, подготовься; защищай семью и друзей, делай всё чтобы
выжить – вот его взгляды, - так чем они «опасны»? Да, он рационален – но мы
живём в рациональном мире, а не в мире розовых пони, какающих радугой. Вы сам-то не пробовали вот
просто в современной реальной жизни придерживаться декларируемых вами же
принципов? «А вдруг». У вас сосед алкаш и пьяница, вы стараетесь от
него дистанцироваться – «а вдруг» у него оказывается очень дельный брат,
который «вдруг» приедет и озолотит всех, кто был близок к его родственнику?..
Так ведь следует из вашего: *** Если Олег придушит
этого калеку, то будет прав - даже я с этим соглашусь (не время для
сантиментов). Но представить, что все-таки не придушил? Нападают на башню
какие-нибудь негодяи, а из мужиков там один только этот калека, который врет
захватчикам, отправляет их в какую-нибудь из квартир, где устанолены
супер-смертельные ловушки или мины. Захватчики погибают, башня спасена.
Получается, что убей Олег паралитика до всего этого, крепость была бы потеряна.
Оказалось бы, что правота Олега не так уж и непогрешима. Ну так что, рационально такое
поведение? Чушь какая-то. Во-первых и речи не идёт о
том, чтоб «добить какого-то ненужного калеку» - напротив, Олег берёт в Башню
под своё покровительство вернувшихся с ничем Васильченков, хотя по сути они ему
никакой прибыли не приносят, и в выживании не помошники – но он их привечает,
потому что они – друзья, пусть и из прошлой жизни, ему их жалко. Вы этого не помните, нет? Вы
книгу вообще как, выборочно по диагонали читали, чисто чтоб найти «грехи»
Олега? Да, Олег не кидается
облагодетельствовать всех-всех-всех – точно так же, как и вы, могу спорить,
сейчас не раздаёте всю зарплату на милостыню и помощь детским домам – а что в
этом ненормального? Олег действует в соответствии
со своим пониманием повышения возможности выжить, опираясь на действительность
и здравый смысл – а у вас вобще какая-то женская (в худшем её понимании)
логика: сплошное «а вдруг» и «а если». Это блондинка, у которой
стринги заменяют мозги, может «мыслить» настолько легкомысленно, не
отталкиваясь от фактов и вероятностей, а исходя из «- А вдруг я выйду на улицу
и встречу динозавра?? Это ведь 50 на 50!»
Мужчине подобает быть более ответственным в принятии решений. Вы, Censūra morum, не блондинка часом, нет? Да, он опирается на здравый
смысл и оценку ситуации. Про какую отвлечённую «правоту» тут можно говорить? Какая «правота» вообще может
быть «непогрешима»? Всё в жизни, любые планы отталкиваются от вероятностей;
причём тут ваше «если Олег придушит калеку» и прочая чушь? *** -
Публилий Сир (имени не помнил - пришлось гуглить): "План,
который нельзя изменить - плохой план". Не надо в обоснование
банальностей притягивать сюда древних. Где видно, что Олег действует «как
баран» и без сомнений? Он постоянно сомневается, правильно ли они делают –
оставаясь в городе, беря с собой на мародёрку сына, спасая Элеонору – да во
всём! Но когда решение уже принято – прочь сомнения! Зачем мне тут писать
ерунду-то и заставлять меня на неё отвечать, терять время? *** слезливое
нытьё о «общечеловеческих ценностях и толерантности» - чем в общем в «Башне»
отличалась Лена, его жена. (оффтоп посвящен исключительно Лене) Я «сделал»?.. А почему тогда
мне читатели сплошь и рядом пишут, что «Лена как списана с моей жены (подруги,
знакомой)»? Может быть я просто взял
типаж из жизни – а вы просто слабо знаете жизнь? И при чём тут «разве не видел
на ком женился» - в стране и в мире распадаются две трети браков – что, все
непроходимые тупицы? А 20 с лишним лет совместной
жизни и общий сын – не повод продолжать жить с человеком? Да вы летун!.. А ещё
что-то «за мораль» тут задвигаете. Или…
впрочем, об этом позже. И дальше «про Лену» *** Почему бы не попытаться понять ее, не
объяснить мягко и доступно то, чего женщина не умеет понять сама? Каждый раз он
ее отчитывает, накачивает нравоучениями, угрожает вместо того, чтобы
мягко (если уж совсем надоело объяснять) выпролваживать ее из
комнаты, когда речь заходит о серьезных вещах? *** Возникают
конкретные сомнения: вы сам-то (сама) женатым (замужем) были? Как-то
у вас всё в кучу: то «зачем он её терпит столько лет», то «объяснить мягко и
доступно». Так
может рассуждать только взбалмошная женщина, которая хотела бы чтоб её и не
прогоняли, и постоянно с ней «мягко и доступно», деликатно – особенно когда
весь привычный мир пошёл наперекос, и нужно мужчине думать о несколько других
задачах, нежели «попытаться понять её». И у которой есть в мозгу «идеальный
мужчина», пардон, «нормальный мужик». Вот
когда вас жареный петух клюнет – вот и попробуете и «пытаться понять» и «мягко
и доступно объяснять» - параллельно с выживанием. *** Вы уж будьте как-то более последовательным
в оценках. *** Ну
тут что скажешь… Только что как Кутузов в «Гусарской балладе»: -
Поручик, вы… женщина?? «Мучает,
терроризирует, гнобит… неумение понять супругу… морально нечистоплотный…» Олег
старается спасти семью – себя, сына, её, жену – чтобы им было что кушать; чтобы
они были в тепле и безопасности! – нет, этого несомненно, мало; - он должен
быть больше всего быть озабочен чтобы в эти экстримальные времена, когда всё
висит на волоске и он ходит над пропапстью, «понять супругу», посочувствовать
ей; мягко и тактично разъяснить… учесть
её тонкие душевные движения… Да
вы не просто женщина – вы как раз из «этих», постоянно недовольных: которые
мужу мозг выносят что «мало зарабатывает»; а когда и если он зарабатывет много
– то за «мало уделяет внимания!» Тьфу! ТП… Но,
раз уж взялся, надо продолжать… *** «Кавказцев не любит»? – ну так они по
сюжету его враги *** зачем обижать и поливать грязью всех
скопом, зачем отпугивать потенциальных читателей? Опять
какая-то чисто женская чушь. Во-первых,
какая разница кого автор «любит или не любит» - речь идёт о сюжете. По сюжету
именно кавказцы в одном из эпизодов проявляют себя негодяями – а могли бы по
сюжету быть марийцы, или чукчи (уже смешно, правда?), или там прибалты к
примеру. Автор что, обязан непременно или всех-всех делать негодяями, или
вообще не затрагивать национальности? – но как тогда будет с достоверностью? Вы
просто решили доколупаться хоть к чему-то – ну реально, я всё больше убеждаюсь
что вы женщина; это чисто женский стиль. Если
уж касаться кого «любит/нелюбит автор» – то вот как раз к кавказцам у меня
довольно нейтральное отношение, конфликтов как таковых у меня с ними после
армии не было, да и в армии в приятелях их было больше, чем во врагах; а если
касаться нац.вопроса, то «не любит» автор, то есть я – грузинов. Поскольку в
одной из стычек они меня «слегка порезали», причём довольно подло – расскажу
как-нибудь при случае. Но к книге это вообще никакого отношения не имеет. А
играться в толерантность – так мы не в Европе. *** - целый подъезд трусов и мудаков? один
Олег с приближенными и не вполне адекватный толкиенист-Устос в блестящих
доспехах? *** Мне
наплевать во что вы верите или не верите. И на ваши статистические подсчёты
соотношения трусов и героев. Я
в написании отталкивался от реалий жизни. *** Друзей он не «высмеивает» - с чего вы
взяли? Он предметно им показывает, что впереди тяжёлые времена, и нужно
готовиться. Очередная
какая-то идиотская придирка. Идите
вон, и в сети хотя бы расскажите что «международная обстановка напряжённая» и «война не то что возможна;
она, по сути уже идёт» - и прочитайте комментарии. Причём это с учётом
того, что ролики с такой темой обычно смотрят люди, которые и без того уже «в
теме». Вам живо объяснят и что вы паникёр, и дурак, и «заняться нечем». Олег
«учит, поучает, накачивает, нудит» -
Олег видит приближающуюся опасность, и всячески старается сподвигнуть и
нечужих ему людей к подготовке – но тщетно. Какие претензии?? Не
«нудел» бы – вы б написали «этот хитрожопый Олег сам-то готовился, а друзей
держал в невЕдении!» Я
тут вообще не понял – какие поретензии-то? Не
надо было «учить, поучать, нудеть»?.. *** пытаются его тупо использовать – выжучить
у него ружьё, патроны взамен на уже мало что стоящие бумажки. Вы это как-то не
замечаете, Это
как это «ничего не показывает»?? Олег
пытался их подвинуть к подготовке; они его высмеивали – а когда петух жареный
клюнул, пришли к нему же, и стараются выменять действительно ценные по новым
временам вещи на никчёмные бумажки – и «этот пример ничего не показывает»?.. А
что Олег «нудит, поучает» что показывает? Чисто его занудство?.. А
вот этот эпизод вообще прекрасно показывает всю «мораль» по отношению к Олегу,
да и к окружающим: *** То есть ВЫЖИТЬ за счёт его, за счёт его
жёсткости и запасливости – это нормально; а вот уважать его, находиться с ним
рядом - это «некомфортно»… Если
уж и проводить полноценные параллели, то выглядеть это будет так: не просто
попросите «обогреться у костра людоеда», но и с благодарностью примите
поглодать жареную ногу соседа – вы же такой голодный! Прямо с голода умираете,
- но при этом очень моральный! Перекусите человеченкой. Чтобы потом,
насытившись, с гневом обличать этого нехорошего людоеда! – а как же, «с полным
правом»; вы же не жарили человека сам, вы только им угощались! Повторюсь:
потребительская и сволочная позиция. *** да кто вам это сказал, что «сын холодно
относится к матери»? Мда,
не дай вам бог погружаться в педагогику и психологтию – вы в этом ноль. Первое:
«Олег воспитывает жену» (после смерти Устоса) предварительно удалив сына из
комнаты, из квартиры, отослав его – а тот просто-напросто подслушивает из
прихожей. Это
ещё один пример что читали вы по диагонали, лишь бы «грехи» найти. Второе:
«как
он относится к попыткам матери его защитить (при нападении гопников, с
которыми бился Устос) - он ее просто отпихивает, игнорирует. даже не
пытается улыбнуться ей, ободрить» - нет, вы реально женщина. Поскольку только женщина может предполагать, что когда в дом
ломятся бандиты; на первом этаже лежит в луже крови труп; мальчишка – всё же
маленький мужчина! – мечется, думая как спасти и себя, и мать; хватается то за
рацию, то за возможность как-то спуститься с окна (всё бесполезно); он почти в
отчаянии – и при этом его обезумевшая, мало что соображающая от ужаса мать хватается
за него дрожащими руками с криками «- Не пущу!» (у вас это считается как
«попытка защитить») – а он должен «ей улыбнуться, ободрить»?.. Не «отпихивать»
и «не игнорировать»?.. Да вы просто дура, никогда не бывшая на месте мужчины в
стрессовой ситуации, в ситуации борьбы за выживание. Только
безмозглая дура, насмотревшаяся тупых сериалов (снимаемых именно для дур),
может ожидать, что мужчина в ситуации борьбы за жизнь (в том числе и за её
жизнь!) только и озабочен, как бы «улыбнуться, ободрить». Тем более парень,
подросток. В ситуации, когда только от него зависит, узнают ли Олег и Толик о
нападении на Башню, придут ли на помощь – Сергею только и времени что
«улыбаться и ободрять» - вы с подростками давно ли дело имели?.. Понятно,
что в сериалах благородный положительный герой, мимоходом спасая женщину,
обязательно ей и «улыбнётся, приободрит» - особенно когда счёт идёт на минуты и
ситуация на грани жизни и смерти; вот только от реальности это очень далеко. В
реальности мужчина, способный на поступок, на то чтобы кого-то спасать, скорее
всего именно что «отпихнёт и проигнорирует», а скорее всего и рявкнет чтоб не
мешала в бою. Но
женщинам ведь подавай «благородного рыцаря», который больше озабочен не
разрешением ситуации, а душевным состоянием подруги, жены, матери, … Он должен не дело делать, а «проявлять
заботливость». Вот
в этом вы и показываете, что вы женщина –
понятие «заботы» у мужчин и женщин разное. Если
для женщины забота – это в первую очередь «проявить участие», вплоть до того
чтобы совместно поплакать; то для
мужчины участие – это предпринять какие-то шаги для разрешения ситуации.
Особенно когда ситуация не терпит отлагательств. А
подать носовой платочек и погладить по плечику можно и потом! Так
что ситуация целиком из жизни; это не я как автор – это вы как критик жизни
реальной не знаете. Кстати,
чтобы ещё сослаться на авторитет, который сам вот уж точно жизнь знал. Островский
«Как закалялась сталь». Там есть эпизод, когда Павка с подругой идёт поздно
вечером, и на них нападают бандиты. В ужасе подруга прижимается к нему, мешая
ему выхвать браунинг, - а он, ну надо же! – не говорит с ней ласково и
ободряюще, а отталкивает её! Чтобы в первую очередь разобраться с бандитами, а
потом уже её «ободрять». *** надо обладать теми навыками, которые может
дать отец – а не вечно всех жалеющая и ноющая мать. Потому он естественно
тяготеет к отцу – это нормально, вы не находите? Ну,
тут что сказать. Имено что чисто бабский подход (извините меня, читающие это
Женщины (не бабы!)). Если
Мужчина ставит неадекватную бабу на место – причём, заметьте, в ситуации
экстримальной; когда проводить душеспасительные беседы¸ до которых женщины
большие охотницы, некогда – то мужчина сразу же негодяй, и «мстит за «все те годы,
когда сам Олег вел себя как слабак и подкаблучник»». Хотя мужчина (Олег) просто делает то, что должен делать
мужчина в экстриме – спасает семью, оставив разговоры на потом. Да, собственно,
и убедившись неоднократно, что разговоры тут не приведут ни к чему кроме потери
времени. Понимаете разницу меджду мужским и женским (вашим) подходом? Мужчина ДЕЛАЕТ ДЕЛО – и это для него на первом месте; а для
женщины выжнее «оформление»: « … можно ноги об нее вытирать? такая женщина - отработанный
материал?», « … сохранить то немногое светлое и теплое, что осталось от
прежнего мира? В трудные времена родственники обычно тянутся друг к другу» и тд. То есть бла-бла-бла, что, несомненно, тоже нужно – но не в
тех условиях. Но те женщины (вы из таких), которые не понимают, что всему
своё время; и в определённых ситуациях (в экстриме) нужно не «требовать
душевного участия», а по-возможности помочь мужчине, или хотя бы не мешать, -
они обычно семью и теряют. Ибо неадекватны. О чём в тех условиях Олегу нужно было советоваться с Леной? О
необходимости мародёрки? О необходимости обзавестись оружием? О жёсткости по
отношению к ворам-соседям? О наведении жёсткого порядка в Башне? О нужности
«минных заграждений»? Хоть в одном из этих вопросах она компетентна? Хоть в одном
вопросе она сказала бы «- Да, это нужно»? Зная ответ, Олег и не тратит на это время – но это
воспринимается неумной женщиной (я подчёркиваю – неумной; ибо умная женщина без
вопросов делегирует мужчине те вопросы, в которых некомпетентна) как «унижение,
оскорбление»… Ну и как «ответка на отношение» (к её глупому поведению,
заметьте) – шпилька в Олега, что «он годы вёл себя как слабак и подкаблучник».
То есть если сразу не выгнал – то «слабак и подкаблучник» - браво! Вообще это в «женской традиции» - создать себе в воображении
некий образ идеального, нет, «настоящего мужчины» - обычно весьма далёкий от
какой-нибудь реальности, представляющий из себя месиво из девичьих грёз,
образов из сериалов, и перемыванеия «мужикам» косточек с подружками, - и потом
всё время примерять его на реальных мужчин, с огорчением понимая, что «он не
соответствует». То мало зарабатывает; то достаточно, но «мало уделяет
внимания»; то слишком груб («унижает!»), то «как тряпка!» и тд. Обычно, «насравнивавшись», такая женщина остаётся в итоге в
одиночестве – и по собственному выбору, и потому что какой бы мужчина ни был
рядом – его достают постоянные требования «соответствовать». Собственно, я этот «эффект» описывал – здесь. Дальше. *** Сказать вам, почему «Башня» востребована?
Почему её перечитывают? Почему вам лично захотелось её перечитать? Я
понял, понял… понял, что я был совершенно прав, предположив, что перечитываете
вы «Башню» именно из-за того, что в ней описаны черты характеров ГГ, которых
вам лично не хватает: умение действовать, а не разводить дискуссии; жёсткость и
последовательность в решениях; умение отвечать за свои действия (как Олег готов
воевать хоть со всем миром), а не прятаться за чужие спины, обвиняя всех в том,
что они «не соответствуют» вашим высоким нравственным требованиям. «Из
пустоты рождается что-то» - не «из пустоты», а как раз из жёсткости и
последовательности; из рациональной оценки действительности, а не из розовых
соплей о «Оказалось
бы, что правота Олега не так уж и непогрешима.» «Высотка превращается в крепость» в
первую очередь из-за характеров главных героев, а не из-за стаскивания в неё
съестных припасов, замуровывания окон и установки мин. Так что не надо тут врать-то – это же всё на поверхности. *** Я повторюсь – вы вот этой своей подачей о
себе очень многое написали; могу даже попытаться дать ваш психо-социальный
портрет. *** Собственно,
уже дал. Вы
– женщина. Как маловероятный, но всё же возможный вариант – женоподобный
мужчина; то, что в определённых мужских кругах называется нетолерантным словом
Алень; впитавший в себя все постулаты женского мира: «Ты мужчина – ты ДОЛЖЕН, я
женщина – мне МОЖНО!» и согласный с ними – несчастное создание по сути своей. Для
вас нехарактерны поступки; особенно поступки «идущие вразрез» с тем, к чему вы
привыкли, чего требует социум; с привычными отношениями – вас любое изменение
отношений вгоняет в панику; вы привычно бросаетесь в обвинения. Вы
считаете, что миром движут не реальные действия, а слова. Вы
считаете, что основой поступков должен служить не расчёт, а «а вдруг» и «а
если». Можете
быть успешны – в нынешнем, пока ещё стабильном мире; если подвизаетесь в сфере,
в которой как раз вот это вот – словесное фонтанирование и морализаторство –
востребованы: СМИ, критика; всё где для успеха нужно не что-то делать, а
наводить тень на плетень. В
БП – вы обречены. Даже
если по старой памяти вы прибъётесь к какой-нибудь сильной группе – скажем,
военных; или будете работать на какую-нибудь Администрацию (любую, хоть Батьки
Махно) в привычной для себя сфере бла-бла-бла, - примерно как Деникин возил с
собой в обозе Милюкова, - вас рано или поздно всё равно выбросят за ненадобностью.
Морализаторы не нужны там где всё решает расчёт и сила. Вот
и всё. Обидеть
задачей не ставил. Но
уж очень много от вас накатов на близких мне по духу героев романа. Накатов
совершенно глупых, беспочвенных. Вот,
чтобы раз и навсегда покончить с глупым морализаторством и расставить все точки
над «i» я и ВЫНУЖДЕН был написать сей пространный опус. Надеюсь
на этом дебаты будут окончены; а грядущий БП расставит всё по своим местам. |
|